Летние грозы ускоряют разрушение озонового слоя

27 июля 2012, 19:30 | Наука
фото с livestream.ru

Летние грозы на территории Соединённых Штатов поднимают водяной пар гораздо выше, чем было принято считать, утверждает Джеймс Андерсон, атмосферный химик из Гарвардского университета (США). При этом они запускают каскад химических реакций, которые вместе с потеплением климата серьезно угрожают озоновому слою Земли.

Андерсон с коллегами занимались исследованием происхождения высотных перистых облаков. Эти тонкие образования, окутывают небо и удерживают тепло, способствуя парниковому эффекту. Ученые ожидали увидеть, как летние бури создают перистые облака путём закачки паров воды на высоту около 14 километров, но выяснилось, что около половины штормов забрасывают пар на 15–20 километров.

Проблема в том, что озон разрушается, взаимодействуя с хлором и водой, и скорость этих реакцией зависит главным образом от температуры и присутствия водяного пара. Если из-за глобального потепления грозовая активность повысится, содержание воды в стратосфере увеличится, что приведёт к ускорению гибели стратосферного озона и, соответсвенно, росту количества ультрафиолетового излучения, достигающего земли.

На высоте 15–20 километров содержится около 20% стратосферного озона, и Андерсон считает, что он может разрушаться, как это в течение десятилетий происходило в Антарктике, а в последнее время и в Арктике.

В настоящее время концентрация водяного пара на этом участке стратосферы составляет около пяти частей на миллион. Если показатель достигнет двенадцати частей, то до 25% озона в этой области может быть уничтожено в течение недели. Если восемнадцати — исчезнет около 35%.

В своей работе исследователи указывают на то, что борьба с изменениями климата при помощи геоинженерии может сыграть во вред. Сейчас активнее всего обсуждается закачка сульфатных аэрозолей в стратосферу для отражения солнечного света обратно в космос, но сульфатные частицы тоже выступают катализаторами озоноразрушающих реакций.

«Худшее, о чём только можно подумать, — это коктейль из серы и воды», — подчёркивает Андерсон.

Тем не менее, по словам Дэвида Кита, геоинженерного эксперта Гарвардского университета (США), результаты исследования вовсе не обязательно означают, что о геоинженерии следует забыть. По мнению исследователя, повышение риска из-за водяного пара и сульфатов должно компенсироваться снижением содержания хлора в результате успешного осуществления Монреальского протокола, передает «Компьютерра–Онлайн» со ссылкой на Nature News.

По материалам: computerra.ru